Авторизуйтесь через социальные сети
Авторизуясь на сайте через социальные сети, вы соглашаетесь с Правилами работы и Политикой конфиденциальности нашего сайта.

Страна

Этапы перемен в политике, в области трудовой миграции

Этапы перемен в политике, в области трудовой миграции

ФРГ ежегодно принимает не только сотни тысяч иммигрантов, но и большое количество временных работников. За последние 17 лет (1983-2000 гг.) число контрактных работников (так называемых гостевых работников - "Gastarbeiter") возросло в стране с 11,0 тыс. человек до 44,0 тыс. человек, или в 4 раза. В 2000 г. в Германии было выдано 264 тыс. разрешений на сезонную работу, что в 1,6 раза больше, чем в 1993 г. В послевоенном развитии Германии при проведении государственной политики в области трудовой иммиграции можно выделить ряд этапов.

Первый этап (середина 50-х годов- 1973 г.): период широкого набора иностранных работников для работы в Германии.

Немецкое послевоенное экономическое развитие вызвало острую нехватку рабочих рук, прежде всего в строительстве и в сфере тяжелого ручного труда. В этой связи был принят ряд программ вербовки иностранных "гостевых работников" в странах Средиземноморья для работы в Германии. В период 60-х годов правительством Германии был подписан целый ряд межправительственных соглашений - с Испанией и Грецией в 1960 г., Турцией (1961 г.), Марокко (1963 г.), Португалией (1964 г.), Тунисом (1965 г.) и Югославией (1968 г.) о наборе в этих странах для нужд немецкой экономики временной рабочей силы.

За каждого иностранного работника работодателем вносилась плата - 300 немецких марок, что составляло примерно треть месячной заработной платы.

К 1973 г. стало ясно, что в результате пробелов в немецком законодательстве большая часть временных гостевых работников, в особенности турок и югославов, получила статус постоянных жителей. Идея временного пребывания в Германии иностранных работников оказалась иллюзией, так как иностранцами использовались любые способы для невозвращения на родину. В результате в период с 1955 по 1973 гг. число иностранных работников возросло в Германии с 80,0 тыс. человек до 2,6 млн. человек, или более, чем в 30 раз. Второй этап (1973 г. - конец 80-х гг.): период резкого ограничения притока трудящихся-мигрантов из-за рубежа.

В ноябре 1973 г. после "нефтяного шока" и связанной с ней экономической депрессии, резкого увеличения безработицы Правительство ФРГ официально объявило свое решение о прекращении набора иностранной рабочей силы за рубежом и запрете использования в ФРГ иностранных трудовых мигрантов. К числу исключений относились иностранные работники из ЕС, руководящие сотрудники немецких филиалов транснациональных компаний, спортсмены, медсестры, артисты и некоторые другие категории иностранных работников. В результате в течение длительного времени в Германии получило развитие одно из самых консервативных иммиграционных законодательств в мире, практически закрывающее двери для получения рабочих виз для иностранцев не из Евросоюза.

Для ограничения иммиграции и закрытия доступа на немецкий рынок труда трудовых мигрантов были использованы не только законодательные инициативы, но и арсенал экономических мер. Чтобы сократить число заявок на рабочую силу из-за рубежа, для работодателя плата за каждого нового привлекаемого иностранного работника была увеличена с 300 до 1000 немецких марок.

В 80-е годы в результате мощного миграционного давления на Европу, связанного с развалом мировой социалистической системы и значительным ростом числа лиц, ищущих убежише и принимаемых по гуманитарным соображениям, в Германии были приняты дополнительные шаги по ограничению иммиграции, установлению более жестких требований для получения вида на жительство и немецкого гражданства. Были осуществлены меры по содействию добровольной репатриации иностранных граждан на родину. В частности, в 1984 г. были установлены "фанты на репатриацию" для безработных иностранных граждан в размере до 10,5 тыс. марок с дополнительными выплатами для их добровольного возвращения домой вместе с семьями, которыми воспользовались сорок тысяч иностранных работников.

Третий этап (период 90-х годов): реализация программ временной трудовой миграции в рамках двусторонних межгосударственных соглашений. Начиная с 1991 г. в Германии отменяется запрет на работу для иностранных граждан из стран, не входящих в Европейский Союз. Принимается ряд межправительственных соглашений, которые регулируют использование трех групп трудящихся-мигрантов:

А. Двусторонние соглашения о сезонных работниках. В начале 90-х годов эти соглашения были подписаны Германией с Хорватией, Польшей, Румынией, Словакией, Чешской Республикой, Венгрией и Болгарией. С 1992 г. по 2000 г. число разрешений на сезонную работу, выданных в Германии, увеличилось со 163,0 тыс. до 264,0 тыс., или в 1,6 раза. Большинство сезонных работников заняты в сельском и лесном хозяйстве, гостиничном секторе, сфере туризма, при обработке сельскохозяйственной продукции и на лесопильных заводах. В большинстве случаев контракты между иностранными работниками и местными компаниями заключаются до получения этими компаниями разрешения на работу для конкретных лиц, что свидетельствует о широком использовании этого канала для легализации ранее незаконных мигрантов2.

С мая 1993 г. в Германии за привлечение сезонных рабочей силы для работодателей была установлена плата в размере 100 немецких марок за каждого работника.

В. Двусторонние соглашения по проектным работникам для выполнения определенного вида услуг. Участие в работе по проекту предполагает, что иностранная компания заключает с местной компанией контракт на выполнение особого вида работ (contract of service). Для выполнения этих работ зарубежная компания на ограниченный срок привлекает и использует свою рабочую силу. Осуществление проекта не предполагает одновременный въезд в страну членов семей работников.

В двусторонних межправительственных соглашениях на выполнение работ по проекту оговариваются такие рамочные условия, как двусторонний характер соглашения, максимальная продолжительность пребывания в стране работников, участвующих в проекте, максимальная квота в год на использование иностранной рабочей силы, учет ситуации на рынке труда. Размеры зарплаты и характер условий труда работников по проекту определяются принимающей стороной. Однако саму зарплату для используемых работников и взносы на их социальное страхование выплачиваются иностранной компанией.

В период между 1989 и 1993 гг. Германия заключила такие соглашения с целым рядом стран. В их числе: Болгария, Чехия, Югославия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Словения,.Польша, Румыния, Латвия, Турция, Венгрия, Литва.

Для участия в проекте иностранные работники должны получить разрешение на работу, которое выдается только после согласования общего контракта работодателем с региональной службой занятости. Как правило, разрешения на работу выдаются на срок работы по проету, но не более, чем на два года. В отдельных случаях этот срок может быть продлен максимально до трех лет. За каждого работника по проекту потенциальный работодатель вносит плату в размере 2600 марок в год. 

В Германии динамика иностранной рабочей силы для использования в работах по проектам достигла своего пика в 1992 г., когда численность этой категории работающих достигла 95,0 тыс. человек. Большинство из них (84,0 тыс.) прибыли из стран Центральной и Восточной Европы. В последующие годы в связи с дополнительными ограничениями, вводимыми немецкой стороной, их число заметно снизилось и в 2000 г. составило 44,0 тыс. человек, т.е. более, чем вдвое меньше по сравнению с 1992 г.

C. Двусторонние соглашения о занятости гостевых работников. В соответствии с этими соглашениями предусматривается, что в ходе обмена гостевыми работниками они могут при выезде из своей страны повысить квалификацию и знание языка. Число временных работников, которые регулируются этими соглашениями, незначительно. Поэтому они не оказывают практически никакого влияния на местный рынок труда. В период 90-х годов Германия заключила соглашения в данной области с рядом стран. В их числе: Албания, Болгария, Латвия, Польша, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Чехия, Венгрия.

Четвертый этап, период реформирования иммиграционной политики. Он начался в новом тысячелетии, когда было объявлено о начале в Германии с 1 августа 2000 г. новой программы приема иностранных компьютерных специалистов и предоставлении в рамках этой программы гринкарты для высококвалифицированных профессионалов в области компьютерной техники и информационных технологий (по аналогии с приемом иностранных специалистов в США на основании рабочей визы Н-1).

Предполагается, что в связи с возникновением дефицита квалифицированных работников в различных областях экономики и острой потребностью немецкой промышленности в специалистах по информатике в Германии в ближайшие годы будут выданы 20,0 тыс. разрешений на временное проживание и работу в ФРГ программистам и компьютерщикам из любой страны мира, включая страны, не входящие в Европейское Сообщество. С соискателями, отобранными Министерством труда ФРГ, будут заключены рабочие контракты на срок до пяти лет. При этом автоматического вида на жительства в Германии данная программа

не предусматривает. Для получения вида на жительство иностранцу необходимо прожить в Германии 7 лет.

Разрешается приезд в Германию членов семьи отобранного кандидата. Муж или жена специалиста, получившего в Германии работу, имеют также право заключить рабочий контракт на срок до 2,5 года.


Категория: Гражданство и вид на жительство


Для того, чтобы оставить сообщение, Зарегистрируйтесь

Дополнительно почитать
Что такое IP-телефония и как ее подключить для звонков в Россию из-за границы - Что такое IP-телефония и как ее подключить для звонков в Россию из-за границы
IP-телефония — это современный, высококачественный и недорогой способ коммуникаций, который позволяет постоянно поддерживать связь заграницей и в пределах страны. Собственно, это универсальная технология, задействовавшая для общения людей на расстоянии и Интернет, и телефонию.

Рабочая виза в Польшу Виза - Рабочая виза в Польшу
Работа в Польше привлекает многих граждан сопредельных государств, в том числе Украины, Беларуси, России. В большинстве случаев оплата труда в этой стране Евросоюза выше, чем во многих соседних, да и жизнь в комфортном европейском государстве кажется довольно привлекательной.