Авторизуйтесь через социальные сети
Авторизуясь на сайте через социальные сети, вы соглашаетесь с Правилами работы и Политикой конфиденциальности нашего сайта.

По какому сценарию усилят контроль над туррынком?


Поручение Владимира Путина, которое Премьер дал в середине июля министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко об усилении контроля за деятельностью российских туроператоров, не на шутку взволновало туристический рынок страны. Абсолютное большинство представителей турбизнеса считают, что существующее законодательство действительно несовершенно и не обеспечивает в полной мере ни защиту прав туристов, ни участников самого туррынка. Обеспокоенность же вызвала неопределенность того, как власти будут выполнять поручение Премьера.


РСТ: единственный приемлемый путь – дифференциация фингарантий

По мнению опрошенных корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» экспертов, если будет проведено простое механическое повышение размеров фингарантий без учета объемов работающих туроператоров, то это приведет к частичному сокращению количества игроков на рынке, а главное – к переходу большей их части в тень.

«Механическое повышение размеров фингарантий – это самый примитивный и не взвешенный подход к решению проблемы. Я убежден, что фингарантии должны зависеть от объемов работы туроператоров – либо от финансовых объемов, либо от объемов турпотока. В идеале – и от обоих этих факторов», - считает Георгий Мохов, гендиректор юридической компании «Персона Грата». При этом эксперты уверяют, что боязнь некоторых чиновников того, что туроператоры в погоне за экономией на оплате фингарантий будут тотально занижать свои обороты, лишена оснований. «В экономике давно придуманы инструменты, позволяющие четко отслеживать реальное состояние игроков рынка. Поэтому для туррынка их даже не надо заново изобретать. Например, как вариант, таким инструментом вполне может стать обязательный ежегодный аудит. Именно данные ежегодного аудита могли бы стать основой для расчета величины фингарантий для того или иного туроператора», - считает Сергей Шпилько, президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ). Впрочем, как подчеркнул собеседник, позиция РСТ по этому вопросу еще не выработана, однако он будет рассматриваться на ближайшем президиуме правления Союза. Как добавил Георгий Мохов, аудит эффективно действует во многих отраслях экономики, например в банковской сфере, позволяя получать объективную картину работы каждого из его участников. «Аудиторские компании фактически никогда не идут на сговор со своими клиентами для изменения отчетностей, ведь их бизнес высокодоходный, а потерять его, лишившись за нарушения закона труднополучаемой лицензии Минфина, очень легко», - добавил собеседник.

Любопытно, что по мнению еще одного эксперта-юриста, пожелавшего не называть своего имени, фингарантии было бы логично ввести и на турагентском рынке, где количество рисков и ответственности перед туристом не намного меньше, чем в туроператорском бизнесе.  «Но это должны быть суммы, соразмерные с агентским бизнесом и его рисками. Помимо защиты турагентского бизнеса, а также дополнительной защиты туристов, такие фингарантии позволили бы избавиться рынку от случайных и непрофессиональных компаний, ведь по сути это являлось бы неким финансовым порогом вхождения в турагентский бизнес», - пояснил собеседник. Еще одно предложение, навееное историей с банкротством «Детура» - распространить понятие «выгодоприобретателя» по фингарантиям туроператоров не только на туристов, но и на турагентов, часто оплачивающих за свой счет ошибки туроператоров. В свою очередь, Георгий Мохов предложил идею создания рейтинга экономической надёжности туроператоров, основанного на данных их ежегодного аудита, который мог бы наподобие Центробанка в банковской сфере в туризме устанавливать Ростуризм.

Стоит добавить, что по мнению собеседников, в случае простого механического увеличения размеров фингарантий для всех участников рынка, большинство из них начнет искать законодательные лазейки для ухода от необходимости оплаты таких фингарантий. Фактически рынок начнет дрейфовать в теневую сторону бизнеса. «Компании будут делить свой турпродукт на части, закрепляя каждую из них за отдельным юрлицом, чтобы формально не считаться туроператором. Наверняка будут изобретаться и другие пути», - считает Георгий Мохов. По мнению собеседника, из 4 тыс туроператоров, записанных в реестр, примерно 3 тыс – это небольшие или средние компании, часто занимающиеся нишевым туризмом, которым дополнительная финансовая нагрузка вполне может оказаться не по плечу.

 

 

Сумма претензий по делу «Детура» заставила страховщиков задуматься

Свою точку зрения по оптимизации туристического законодательства в свете поручения Путина «навести порядок среди туроператоров» высказывают не только туристические общественные организации и юристы, но и страховые компании. Любопытно, что несмотря на казалось бы кровную заинтересованность страховщиков в максимальном увеличении сумм фингарантий, многие из них считают необходимым дифференцировать эти суммы в зависимости от оборотов туроператоров.

«На самом деле, механическое повышение размеров фингараний до значительной суммы без дифференциации не выгодно страховым компаниям, т.к. в этом случае с рынка может уйти значительная часть небольших туроператоров, и как следствие для страховщиков уменьшится страховая база», - сообщила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме компании «Ренесанс-Страхование». Еще одна причина, по которой страховщики голосуют за дифференцированный подход к фингарантиям – опасение того, что из-за роста страховых платежей при механическом увеличении размера фингарантий возрастут цены на турпутевки. «Учитывая, что они и так растут из-за дорожающего топлива, дополнительный фактор может оказаться катализатором к общему снижению спроса на туристические поездки. В итоге пострадают все, включая страховые компании», - считает собеседник.

По мнению эксперта, размер фингарантий для туроператоров должен зависеть от следующих факторов: а) количества туристов, б) стоимости туров (на массовых направлениях она ниже, чем на экзотических), в) глубины продаж. Для туроператоров, отправляющих 100 тысяч и более туристов в год, эксперт считает целесообразным установить размер фингарантий в размере не менее 50 млн. руб. «Размер финансовых гарантий должен покрывать максимально возможный ущерб, который туроператор может причинить туристам в случае финансовой несостоятельности. Исходя из расчетов средней стоимости чартера, я бы предложила следующую схему: оставить сумму 500 тыс. руб фингарантий для внутреннего туризма, а для международного туризма ввести градацию - 10, 50 и 100 млн. руб. При этом с точки зрения страхования я бы также предложила отдельно выделить риск неисполнения обязательств вследствие финансовой несостоятельности, так как частота его реализации ниже, чем частота реализации риска неисполнения обязательств туроператора по другим причинам, перечисленным сейчас в законе. Это позволило бы избежать неоправданного повышения страхового тарифа», - добавила эксперт.

 

 

Усилить вплоть до уголовной

Пока эксперты туррынка предлагают различные варианты улучшения туристического законодательства, верховные туристические власти, судя по информации центральных СМИ, решили долго голову не ломать и отрапортовать Премьеру о принимаемых мерах в ближайшее время.

«До конца недели предложим премьер-министру ряд мер по повышению надежности работы участников рынка туристических услуг. В обязательном порядке необходимо усилить ответственность туроператоров за качество услуг - вплоть до уголовной. Также необходимо усилить роль держателя реестра туроператоров - Ростуризма, чтобы отбор туда был более жестким. А размер финансовых гарантий туроператора, как показывает практика, слишком мал, поэтому есть смысл пересмотреть этот лимит», - заявил в интервью «Известиям» Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики. Более того, по мнению нового министра, детский туризм нужно в законе выделить отдельно. «Нельзя доверять детей какому угодно туроператору, отправлять их на отдых должны только проверенные и надежные участники рынка», - сказал чиновник.

В тоже время вечером во вторник стало известно, что выполняя поручения Владимира Путина, г-н Мутко вчера собрал у себя в министерстве экстренное совещание, на котором присутствовали представители Ростуризма, Ассоциации Туроператоров России (АТОР), Российского Союза Туриндустрии (РСТ) и ТПП. Итогом совещания стало решение о подготовки уже к сентябрю всеми участниками рынка новых поправок в Закон о туризме.

 

 

АТОР за увеличение фингарантий без какой-либо дифференциации

В отличие от представителей Российского Союза Туриндустрии (РСТ), а также страховых компаний, крупные туроператоры в лице Ассоциации Туроператоров России (АТОР) ратуют за увеличение фингарантий без какой-либо дифференциации в зависимости от оборота турфирмы.

Такую позицию озвучил вице-президент АТОР Владимир Канторович, рассказывая о планах по выработке предложений по изменению туристического законодательства в свете поручения Виталия Мутко, министра спорта, туризма и молодежной политики. «Наша позиция однозначна – нынешний закон по фингарантиям излишне либеральный. Это связано с историей его принятия и той истерией, которую устроили вокруг него некоторые общественные организации. В итоге, если взять пример «Детура», за это расплачиваются непосредственно туристы», - считает собеседник. По мнению эксперта, минимальный размер фингарантий необходимо поднять хотя бы до уровня 50 млн рублей. Впрочем, как признался Владимир Канторович, при крахе крупной компании этой суммы всё равно может не хватить. Действительно, если принять за среднюю стоимость тура сумму в 600 евро на человека, то фингараний в 50 млн руб хватит лишь на покрытие претензий от 3 тыс туристов, тогда как крупные компании только в течение одной недели могут иметь такой оборот, не говоря уже о турах, проданных вперед.

Однако идею дифференциации фингарантий в зависимости от оборота туроператоров руководство АТОР не приемлет, считая невозможным обеспечить полноценный контроль за заявляемыми туроператорами оборотами. Следствием этого, по мнению г-на Канторовича, может стать практика занижения турфирмами своих оборотов для уменьшения стоимости фингарантий, что приведет к уменьшению защищенности туристов. «Идея дифференциации фингарантий настолько же хороша, насколько хороша идея коммунизма. Однако и то и другое – полнейшая утопия, которую невозможно реализовать», - отметил собеседник.

еще новости