Весь день 30 июня телефон в отделе новостей «БАНКО» не смолкал: одни турагенты рассказывали о проблемах, с которыми столкнулись их туристы в Турции, другие спрашивали журналистов о ситуации и развитии событий. В общей сложности корреспонденты ответили почти на 20 звонков. Эту же тему продолжают активно обсуждать в кулуарах форума www.TourDom.ru.
В самом «Детуре» агентам, как и корреспондентам «БАНКО», комментариев дать уже не могли: офис туроператора приостановил свою работу. Произошло это, судя по всему, еще в субботу 28 июня: по словам директора агентства «Евротур» Сергея Онищенко, в этот день перед дверьми «Детура» стояли репортеры с кинокамерами и брали интервью у пострадавших туристов.
В беседе с корреспондентом «БАНКО» агенты выразили обеспокоенность тем, что через «Детур» ими проданы сотни путевок на июль и август. Кто и как будет обслуживать туристов – неизвестно. Кстати, г-н Онищенко из «Евротура» сообщил, что по его сведениям, компания Polente на данный момент официально не подтверждает, что является принимающей стороной «Детура». «Правда, тогда непонятно, почему по забронированным отелям туристов развозят «полентовские» автобусы, – добавляет наш собеседник. – Впрочем, гостиницы все равно отказываются заселять клиентов». В этой ситуации некоторые агентства повторно оплачивают их проживание с помощью других туроператоров. Так, Леонард Пржевальский, директор компании «Восемь скакунов», рассказал, что заплатил за размещение 6 своих клиентов в Бодруме $4000. Кто и как вернет эти деньги, непонятно.
Георгий Мохов, директор юридического агентства «Персона Грата», в этой связи напомнил, что пострадавшие туристы вправе самостоятельно обратиться с требованием о возмещении ущерба непосредственно к страховой компании, предоставившей туроператору финансовое обеспечение. Но это они, разумеется, смогут сделать, уже вернувшись из Турции. Им необходимо подготовить копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов); копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала); документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Документом, подтверждающим ущерб может служить выписка из отеля, платежные документы, свидетельствующие о повторной оплате проживания туристом. Кроме возмещения реального ущерба из средств финансового обеспечения, туристы в праве потребовать от туроператора возмещения прочих убытков, включая компенсацию морального вреда, в обычном судебном порядке. А турагентам, повторно оплатившим проживание своих туристов, необходимо подготовить документы для предъявления самостоятельного требования в адрес туроператора в арбитражный суд.
Представители ряда агентств уже начали решительные действия, обратившись к страхователю «Детура», компании «РОСНО», с просьбой о возмещении расходов. Однако непонятно, как быть тем агентам, чьи туристы только собираются вылетать в Турцию: ведь страховой случай еще не наступил.
Разгоревшиеся страсти отразились и на работе других ТО. Так, несколько человек решили отказаться от поездки в Турцию с TEZ TOUR. Дело в том, что офис «Теза» находится в одном подъезде с «детуровским», и вывеска этой компании попала на экран в сводку скандальных теленовостей. «Это журналистский непрофессионализм, – комментирует руководитель отдела PR и рекламы TEZ TOUR Роман Рыбаков. – Кто-то из туристов воспринял телевизионную информацию неадекватно, и теперь наши агенты ведут работу по разъяснению ситуации. При этом хотелось бы отметить, что, к счастью, случаев отказа всего несколько».
ИС "БАНКО"