Авторизуйтесь через социальные сети
Безудержный рост цен на авиаперевозки больно бьет по туристической отрасли
Экстренные меры по урегулированию сложившейся критической ситуации постоянного роста стоимости авиаперевозки предлагают ввести правительству общественные организации туротрасли. Бесконтрольное повышение цен нефтяными монополистами на авиакеросин привело к возобновлению практики полугодовой давности, когда туроператоры были вынуждены из-за роста топливных надбавок по несколько раз взимать доплаты с уже проданных и оплаченных туров на Новый год.
Напомним, что толчком ко всеобщему возмущению стала информация о том, что с 01 мая нефтяники в очередной раз подняли стоимость авиатоплива на 10-15%. Прогнозируя в ближайшем будущем при таком темпе роста цен на топливо всеобщий коллапс российской авиационной отрасли, ряд ведущих авиакомпаний (среди них «Аэрофлот», «Россия» и «Трансаэро») подготовили письмо премьер-министру РФ Виктору Зубкову, в котором обвинили нефтяных баронов в сговоре и потребовали у государства вмешательства в ситуацию. В качестве первого шага предлагается централизовать реализацию авиатоплива государственными нефтяными компаниями (прежде всего – «Роснефть» и «Газпром нефть»), что должно обеспечить прозрачное ценообразование, опирающееся на баланс спроса и предложения, сообщает газета «Коммерсант». Впрочем, разбираться в этой проблеме, скорее всего, придется Владимиру Путину, как новому премьеру.
Со своей стороны туроператоры подтверждают информацию о безудержном росте цен на авиаперевозку. Приводим эспресс-информацию по изменениям стоимости «блочных» кресел за последнее время на основных массовых направления выездного туризма.
- Египет: «Ситуация с ценами на перевозку просто ужасная, авиакомпании практически еженедельно повышают стоимость. В прошлом году под конец лета кресло на египетском направлении в среднем стоило $300-310, перед Новым годом прошло существенное повышение, однако цены на летний сезон уже стали просто астрономические. В зависимости от типа самолета цена за кресло теперь составляет от $470 до $550. Причем данные расценки выставлены лишь до конца майских праздников, а что будет дальше – страшно представить», - рассказала Ольга Саченкова, замдиректора туркомпании «Вояж Люкс».
- Турция: «В прошлом году блочное место на турецком направлении в среднем составляло $210, а в начале этого сезона блочное место уже выросло до $360. Скорее всего цена будет только расти. Хотя рост цен на билеты зависит прежде всего от цены на топливо, однако этот рост также провоцирует катастрофическая нехватка воздушных судов. Но в любом случае, мы безусловно поддерживаем действия авиакомпаний по стабилизации цен на керосин», - заявил Эндер Караташ, замгендиректора туркомпании «Дива Травел».
- Тунис: По информации Алексея Фадеева, гендиректора туркомпании «Норд», «в этом сезоне средняя цена за блочное место на тунисском направлении составляет $420, хотя в прошлом она равнялась $ 350». Эту же информацию подтверждают и в компании «ICS-Travel group». «В этом сезоне стоимость кресла на Тунис стартовала от отметки в $385, однако не успев толком начать продажи из-за возросшего топливного сбора его цена уже составила $410. Более того, очередное поднятие стоимости топлива и снижение курса доллара повышают стоимость кресла практически до $460, и вряд ли это будет пределом в этом сезоне», - считает Наталья Маргулина, руководитель тунисского направления туркомпании «ICS-Travel group».
- ОАЭ. «Летние программы еще сверстаны не полностью, однако с осени кресло на чартере в среднем стоило $320, а зимой его цена уже выросла до $430-460 в зависимости от авиакомпании. Исходя из сегодняшней ситуации, цены на авиаперевозку будут только расти», - рассказал Алексей Емельянов, директор по чартерным перевозкам туркомпании «ИнтАэр».
- Хорватия. «В прошлом сезоне на хорватском направлении средняя цена блочного места составляла 180 евро, однако в начале этого сезона цена за кресло выросла на 30% и уже исчисляется 235-240 евро. Думаю, что это не предел и она еще подрастет из-за роста цен на керосин. Более того, свою лепту в эту гонку цен внесли и аэропорты, поднявшие цены за обслуживание. Впрочем, по сравнению в топливом, эти надбавки просто мизерные», - считает Андрей Гугель, замдиректора туркомпании «Асент Травел».
- Греция. «За весь прошлый сезон по направлению Салоники и Афины цены на перевозку выросли на 15%. По Салоникам сезон закончили на отметке 270-275 евро за кресло в жестком блоке, а по Афинам цена в пик сезона доходила до 300 евро. Однако в этом сезоне, как ни странно, мы смогли стартануть на лайнерах а/к «ВИМ-авиа» по прошлогодним расценка. Каким-то чудом им пока удается летать на старых условиях, хотя на словах они уже объявили, что после майских праздников произойдет повышение цен. А вот «КрасЭйр» уже 4-5 раз поднимала цену на авиаперевозку, и совокупное удорожание с начала сезона у этого перевозчика составило порядка 25-30 евро», - рассказал Александр Цандекиди, гендиректор компании «Музенидис Трэвел». Что касается Крита, то по информации туркомпании «ИнтАэр», в начале прошлого сезона стоимость кресла у «ВИМ-авия» составляла $310. «Однако тогда перед самым сезоном произошел резкий скачек цен и кресло стало стоить $350. По такой цене мы отлетали весь сезон без особых изменений. В этом году перевозчики цены выставили свои цены уже в евро, и теперь блочное место в среднем стало стоить 310-315 евро», - рассказал Алексей Емельянов, директор по чартерным перевозкам компании «ИнтАэр».
- Болгария. «В прошлом году кресло в среднем стоило 165 евро, за год цена на него возросла на 18% и составило 190-195 евро, что в принципе приемлемо. но сейчас авиакомпания «Трансаэро» уже прислала письмо, что с 1 июня перевозка подорожает еще на 4.5%, а с 1июля к образованной цене надо будет добавить еще 4.5%», - рассказала Татьяна Коршунова, вице-президент компании «Ланта-тур Вояж».
В итоге к этой проблеме подключились общественные организации. Так, в своём письмена имя руководства Роспотребнадзора, Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной антимонопольной службы Российский союз туриндустрии (РСТ) предлагает ввести мораторий на увеличение авиакомпаниями конечной цены перевозки по уже проданным туристам билетам. В документе, подписанном Сергеем Шпилько, президентом РСТ, сказано, что мораторий должен быть наложен на проданные билеты за месяц или, по крайней мере, за двадцать дней до даты вылета. При этом такую норму необходимо зафиксировать в Федеральных авиационных правилах или в ином нормативном акте. По оценкам РСТ, за март и апрель текущего года цена авиакеросина выросла на 20%, а с сентября прошлого года – на 70%. Как подчеркивается в письме, «изменение цены пассажироперевозки, а в итоге и всей стоимости турпакета по уже проданным турам является одной из наиболее острых проблем соблюдения прав путешествующих как потребителей. В итоге, ... пострадавшим, как правило, оказывается и турист, у которого срывается поездка, и турфирма, не успевшая продать тур, от которого обоснованно <из-за удорожания> отказался клиент». Обещает не оставить эту проблему без внимания и АТОР (Ассоциация Туроператоров России). «20 мая состоится заседание членов АТОРа, где будет решаться данный вопрос. Мы обязательно прореагируем на сложившуюся ситуацию», - сообщил Владимир Канторович, вице-президент АТОР.
Авторы: Кирилл Артамонов, Артем Поварской, Александр Гордиец
ТУРПРОМ