Авторизуйтесь через социальные сети
TUI взял Mostravel Russia под контроль
Крупнейший европейский туристический концерн TUI AG признал Россию приоритетным для себя рынком: его туроператорское подразделение TUI Travel выкупает 17% в созданном еще в 2004 году совместном предприятии с "Мостравел" — TUI Mostravel Russia (TMR). Теперь его доля составит 51%.
Брэнд TMR ассоциируется у клиентов с восточными странами, поэтому, чтобы упрочить свои позиции в России, TUI нужно купить местного оператора, специализирующегося на европейских направлениях, советуют эксперты. Немецкий туристический концерн TUI AG вышел на российский рынок еще в 2004 году, создав СП TUI Mostravel Russia с оператором "Мостравел", специализирующимся на турах в Турцию и Египет. Доля TUI AG в ООО ТМР составила 34% с правом выкупа еще 17% после 2006 года.
"Принципиальная договоренность об исполнении опциона достигнута, сделка будет закрыта в ближайшее время",— рассказал гендиректор TMR Рабсон Мамедов. Представитель TUI AG Робин Циммерман отказался обсуждать исполнение опциона. Но о достигнутых договоренностях осведомлены участники рынка, например президент "Натали турс" Владимир Воробьев. Рабсон Мамедов уточнил, что покупателем выступает туроператор TUI Travel, на баланс которого и будет переведено СП. Эта компания, акции которой торгуются на Лондонской фондовой бирже (капитализация — ?4,1 млрд), была создана в марте 2007 года после слияния туроператорских активов TUI AG и британского турхолдинга First Choice. Кто из совладельцев TMR и за какую сумму продает свои доли, господин Мамедов уточнить отказался.
TUI AG — крупнейший турконцерн Европы. Помимо 51% в TUI Travel владеет морскими перевозчиками (Hapag-Lloyd и др.), круизными судами (MS Europa и др.) и гостиничными сетями (Grecotel и др.). Выручка за девять месяцев 2007 года — ?16,7 млрд, чистая прибыль — ?421 млн. Капитализация — ?3,95 млрд. В конце прошлого года трехпроцентный пакет TUI AG приобрел основной владелец "Северстали" Алексей Мордашов, а в январе он увеличил свою долю до 5,02%.
Учредителями ООО ТМР помимо TUI AG являются, согласно данным "СПАРК-Интерфакса", граждане России и Турции. По мнению участников рынка, это руководство TMR и его турецкого принимающего партнера Turtess. Оборот TMR в 2007 году — около $315 млн (приблизительно ?214 млн) при 357 тыс. обслуженных туристов.
Генеральный представитель Tez Tour в России Александр Синигибский оценивает стоимость контрольного пакета TMR в $20 млн. "Такую сумму мы сами готовы не раздумывая заплатить за 51% TMR",— уточнил он. Альянс с TUI, по его мнению, не принес за эти годы в работу "Мостравел" каких-либо технологических прорывов. С ним соглашается председатель совета директоров VKO Group Кирилл Песков: "В Египте, например, TMR стал больше работать с отелями TUI, но никаких ноу-хау ни в технологиях, ни в маркетинге компания так и не продемонстрировала".
В январе этого года финансовый директор TUI Travel Пол Боутел пообещал инвесторам усилить позиции концерна на российском рынке выездного туризма. Это во многом обусловлено острой конкуренцией с Thomas Cook, полагает Владимир Воробьев из "Натали турс". В прошлом году этот второй по величине немецкий турконцерн также объединился с британским турхолдингом My Travel. "Чтобы сохранять лидерство, TUI Travel необходимо постоянно наращивать обороты",— поясняет господин Воробьев. Российские операторы, как признают в самом TUI, увеличивают свои обороты на 15-30% ежегодно. Thomas Cook тоже присматривается к российскому рынку: его представители уже встречались с руководством российских турфирм. "По нашему мнению, Thomas Cook намерен купить российскую компанию, и решение об этом должно быть принято в этом году",— говорит гендиректор "Инна тур" Дмитрий Горин.
КоммерсантЪ